|
Официальный сайт неофициального гитариста ИВАНА КИРИЛЛОВА |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Санкт-Петербург |
|
www.ivk-guitar.narod.ru ivk-guitar@yandex.ru |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Итак! Существует огромное
множество разных аккордов. Как найти те несколько, с
помощью которых можно «подобрать» песню? Затронем пока простые мажорные
и минорные аккорды. Научившись достаточно свободно с ними управляться, Вы без
особого труда освоите и другие типы (септаккорды и т. п.) тем более, что
литературы по этому вопросу в наше время просто завались. Вот восемь(!) основных
аккордовых аппликатур.
«Главная» струна (тоника) в
каждом аккорде выделена зеленым цветом. Если цвет красный, то струна не
играется. В одном столбце приведены аккорды
от одной ноты (тоники), например если в верхней строке первого столбца
изображен аккорд ля-мажор (A), то в нижней строке того же столбца приведен
аккорд ля-минор (Am). Аккорды в первых двух столбцах
наиболее удобно брать в других позициях приемом баре. Позиция (I, II, III, IV
и т. д.) – это лад на котором будет располагаться указательный палец. На
рисунках это место обозначено прямоугольником. Используя эти аппликатуры,
опишем две основные тональности. Вернее даже четыре (по две в каждой паре),
поскольку аккорды в этих парах будут одинаковые, только основным будет аккорд
от соответствующей ноты (выделен зеленым цветом). Сначала небольшие комментарии
к таблицам. Всего аккордов семь (если смотреть
по числу нот в гамме). У некоторых нот есть два аккорда (мажорный и
минорный). В этом случае дополнительный аккорд указан в скобках, например
Dm(D). В таблице приведена аппликатура только первого аккорда.
Соответствующую аппликатуру дополнительного аккорда смотрите в таблице выше
(если Вы еще их всех не запомнили!). У некоторых аккордов приведены
аппликатуры в разных позициях (только те, которые удобно брать). Знание их
поможет Вам при транспонировании, о чем будет сказано ниже. Тональности ля-минор (Am) и
до-мажор (C).
Тональности
ми-минор (Em) и соль-мажор (G).
Аккордов в каждой таблице
достаточно, чтобы подобрать полностью большинство песен. Теперь несколько слов как на
первом этапе полезно попрактиковаться. Возьмите основной аккорд
тональности: мажорной (например C) или соответствующей минорной
(например Am). Пусть Ваш выбор будет
соответствовать Вашему настроению. Затем возьмите какой-нибудь другой аккорд
тональности. Внимательно слушайте, как меняется интонация звучания. Опять
вернитесь к исходному аккорду. Повторяйте операцию со всеми другими не
основными аккордами. Именно на фоне основного аккорда Вы сможете услышать
(почувствовать) вклад других аккордов в звучание. Затем пробуйте играть схему
«основной – два не основных (разных) – основной». Наконец, играйте без
каких-либо схем, но всегда возвращайтесь к основному аккорду – это важно. Удачи! |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Основа любого соло (особенно в
роке, блюзе, джазе) – это пентатоника. Обратите внимание, что все открытые
струны также входят в пентатонику (поэтому слева обозначены зеленым цветом). Вариантов обыгрывания
пентатоники, конечно, великое множество. Я предлагаю один из самых моих
любимых. На рисунке цифрами показано поочередное движение вверх, но реально играть
можно как угодно и с любого места. В этом и есть вся прелесть пентатоники –
полная свобода импровизации. Вот небольшой фрагмент [mp3] (минусовка), который можно зациклить (темп 90 bpm) в
любом удобном для Вас пакете для записи аудио (CuBase, Cool Edit, Sonar и
др.) и практиковаться под него. Думаю, что это намного приятнее, чем работать
под «сухой» метроном. В самом простейшем варианте у
Вас должно получаться что-то вроде этого [mp3]. Проделав описанные выше
процедуры в тональности до-мажор получим На грифе это будет Обратите внимание, что
открытая вторая струна в пентатонику не входит (выделена красным цветом). Предлагаемый мной вариант
обыгрывания Минусовка для Ваших занятий [mp3] (темп 90 bpm). Моя
версия [mp3]. Внимательно посмотрите два этих
рисунка пентатоник в тональностях соль-мажор(ми-минор) и до-мажор(ля-минор)
соответственно. Они очень похожи. Научитесь их
различать. Это потребуется в дальнейшем при определении тональности
композиции «на ходу». Но это немного позже. Практикуйтесь регулярно и
результаты не заставят Вас долго ждать. Пока. Удачи. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
В уроке 1 мы рассмотрели
мажорные и минорные аккорды тональностей Какие же будут аккорды в
других тональностях? Пусть, например, мы играли в тональности
ля-минор. Основной наш аккорд был Am. И теперь мы хотим играть на один тон
выше. Следовательно основной аккорд уже будет Hm, а тональность будет
называться си-минор (то, что си(H) на один тон выше, чем ля(A), надеюсь,
объяснять не надо). Один из аккордов нашей первой
тональности (ля-минор) был Dm. Что мы получив на его месте в тональности
си-минор? Имеем у порожка. Просто
смещая его на два лада вверх, получаем во II
позиции, что не очень удобно играть. Но у аккорда Dm есть вариант в V
позиции. Смещая эту аппликатуру на два лада вверх, получаем в VII
позиции, а это аккорд Em и его можно играть у порожка.
Искомый аккорд найден! Если бы было необходимо наш
аккорд Dm транспонировать на четыре полутона, то двигать дальше по грифу было
бы нужно уже эту аппликатуру, т. е. получилось бы во II
позиции (аккорд F#m). Обобщая, можно вывести такие
правила: 1) При движении вверх по грифу
на V ладу
превращается в у порожка.
Соответственно на V ладу
превращается в у порожка. 2) При движении вверх по грифу
на VII ладу
превращается в у порожка.
Соответственно на VII ладу
превращается в у порожка. 3) При движении вниз по грифу правило
действует наоборот. Для практики найдите мажорные
и минорные аккорды в тональности до-диез-минор (C#m). Пока. Удачи. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Итак, как определить тональность
прямо во время звучания композиции? Очень просто – по
соответствующей ей пентатонике. А как найти пентатонику? Смею предложить следующую
методику. Для начала Ваша гитара должна
быть точно настроена по тюнеру (или камертону). Правильность выставки мензуры
также очень важна. Далее все Ваше действия будут
происходить под воспроизведение интересующей Вас композиции (тональность
которой Вы хотите определить). Обратимся к рисункам грифа. Шаг 1. Найдите «квадрат» на
первых двух струнах, обозначенный на рисунках желтым цветом. Советую Вам
искать в районе VII – XII позиции. Забегая немного вперед, скажу, что по всей
протяженности грифа таких «квадратов» можно найти больше чем один. Шаг 2. Найдите прилегающий
«треугольник». Вариантов, как Вы видите, всего два. Найдя его, Вы определите
«главную» ноту минорной тональности. На рисунках она обозначена зеленым
цветом. Обратите внимание, что позиция, в которой располагается «основной» аккорд одинаковая в обоих случаях (по величине отступа от "квадрата"). Только на первом рисунке это будет , а на втором - . Как я уже говорил, «квадратов»
можно найти больше чем один. На приведенных ниже рисунках только до XII
позиции на грифе таких квадратов два. Пока. Удачи. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рассмотрим два моих любимых трюка,
которые составляют основу всех моих скоростных импровизаций. Трюки состоят из четырех
последовательно исполняемых нот равной длительности и циклически повторяются
столько раз, сколько Вам нужно. Используются две рядом
расположенные струны. В нашем примере будем играть в III позиции на 3-ей и
4-ой струнах. Тональность Gm. Немного отвлекаясь скажу, что
пальцы правой руки, уступая медиатору в атаке, намного удобнее при скоростном
извлечении нот на разных струнах, что мы с Вами и будем делать. В игре будут использованы
приемы: хамер – извлечение звука
ударом по струне пальцем левой руки (правая рука не участвует). пул – извлечение звука снятием
со струны пальца левой руки (правая рука не участвует). В других случаях правой рукой
делаем щипки средним и указательным пальцами. Итак ... ! Цифры в данном
случае служат только для описания очередности игры нот. Первый трюк играем: 1(щипок
средним)-2(хамер)-1(пул)-3(щипок указательным). Оба пальца правой руки
совершают одинаковые движения. Второй трюк играем: 2(щипок
указательным)-1(пул)-3(щипок указательным)-1(щипок средним). Маленькое
замечание - указательный палец, сделав первый щипок, не поднимается вверх, а
плавно соскальзывает на следующую струну и, когда мы на втором шаге делаем
пул, он уже находится на четвертой струне и готов сделать щипок. Длительность нот должна быть
одинаковая. В случае их равномерного звучания, даже при небольшой скорости
исполнения, получается очень красиво! Пока. Удачи. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Соло на гитаре не будет звучать
по-настоящему насыщенно и объемно, если в нем не будут присутствовать
дабл-стопы – две ноты, играющиеся одновременно. Для блюза и рока характерны
дабл-стопы, в которых ноты различаются на 5 полутонов. На грифе они часто
располагаются на соседних струнах в одной позиции. А это позволяет брать их
одним пальцем левой руки. Обычно это указательный, безымянный или мизинец. Если взять аппликатуру
пентатоники, то можно увидеть массу дабл-стопов. Вот, часто используемые мной,
дабл-стопы (обведены эллипсами) в тональностях Am (ля-минор) … и Em (ми-минор) Пока. Удачи. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|